О курении

Всемирная ассоциация здравоохранения о табаке

Табак содержит никотин – наркотик, вызывающий зависимость подобно героину и кокаину. Большинство потребителей табака имеют зависимость от никотина, и им сложно самим прекратить употребление табака. Основной целью курения табака является быстрая доставка дозы никотина в мозг. Последствия табака и никотина, вызывающие зависимость и абстиненцию, определяются Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, [МКБ-10] как болезнь из категории [T 65.2] «Токсическое воздействие других и неуточненных веществ». Диагностический и статистический справочник психических расстройств [D.S.M-IV] также классифицирует расстройства, связанные с никотином, как расстройства из подкатегорий зависимости [305.10] и абстиненции [292.0], которые могут развиться при использовании всех форм табака.

Никотиновая зависимость – это биологическая сила, под воздействием которой курильщики стремятся к получению дозы никотина. Такое поведение проявляется в более интенсивном курении или в ежедневном выкуривании большего количества сигарет с целью получения дозы, которая обеспечит удовлетворение при использовании так называемых сигарет «с низким содержанием смол». Стимулирование продажи этих сигарет осуществляется на основе использования терминов, описаний, торговых марок или других знаков, которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия. Большинство из этих изделий созданы таким образом, что эти поведенческие изменения в курении возвращают доставку никотина и других элементов дыма на уровни, схожие с уровнями крепких сигарет или так называемых сигарет «с высоким содержанием смол».

Источник: сайт Всемирной организации здравоохранения

ПОРОК КУРЕНИЯ ГРЕХОВНАЯ ПРИВЫЧКА

Москва 1998

Благословение Обители Святого великомученика и целителя Пантелеймона на св. горе Афон.

Все мне позволительно, но не все на пользу; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. — Слова св. Апостола Павла в 1 посл. к Кор. 6, 12.

Велико есть обычая мучительство, и толико, что в нужду естества устрояется, — говорит св. Иоанн Златоуст.

В настоящее время злоупотребление табаком крайне распространилось в православном нашем отечестве. Курят все сословия; курят и в домах и на улицах; не стесняются уже курить и женщины и даже юные дети. Это считается теперь невинным удовольствием. Но верно ли это?

Такая успешная и всеобщая распространенность этой привычки, .какое-то страстное влечение к ней, замечаемое в наше время часто и в юных детях — это самое уже есть признак обычая грехов-наго и вредного. Добродетельные навыки не прививаются так легко, не влекут к себе так всех и каждого, ибо прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его, свидетельствует слово Божие (Быт. 8,21).

«В курении табака нет ни греха, ни добродетели», — говорят обыкновенно приверженцы его и остаются вполне уверенными в безвредности и безгрешности этого злоупотребления табаком. Но разве есть что-либо среднее между грехом и добродетелью? Между злом и добром? Это отрицается и нравственным законом, и собственным рассудком. Если в сем не видно ни пользы, ни добра, то это уже есть вещь бесполезная, бесцельная, праздная; а тратить праздно и без пользы данное нам краткое, дорогое время — разве не есть великое зло, крайний вред? Время есть главный капитал наш в земной жизни, — по учению житейской мудрости; время есть талант, врученный человеку для приобретения вечной жизни, — по учению слова Божия. Всякое слово праздное еже аще рекут человецы воздадят о нем слово в день судный (М. 12, 36), говорит нам Сын Божий, Искупитель наш и Судия. Не тягчайший ли ответ взыщется с каждого из нас за праздное дело? А курение не только занятие праздное, т. е. бесполезное, но вполне и очевидно вредное и греховное, разрушительно действующее на физический наш состав, притупляющее наши умственные способности, занятие прямо противоположное Закону Божию, учению Христову, как злоупотребление веществом; за каждую неумеренность христианин бичуется обличи-ем собственной совести.

Как многие в нынешнее время свободно нарушают святые посты, установленные вселенскими соборами, и оправдывают свое прослушание св. Церкви тем, что пост вредит их здоровью, которое должно беречь, как дар Божий.

Но, как видно, слова эти вовсе не происходят из опасения согрешить, а ими прикрывается чревоугодие. Относительно непомерного пристрастия к табаку подобное правило никогда никто из любителей его не применяет, хотя происходящее от этого зло слишком очевидно.

Рассмотрим сперва кратко вред этой привычки для нашего тела. Растение это по своим свойствам принадлежит к тому же роду, как дурман и другие растения, сильно одуряющие; табак же сильнейшее из подобных растений по своей вредоносности. Ученые исследователи открыли в нем сильнейший яд, так называемый никотин, и многие опыты доказали ужасную силу этого яда. Во Франции многие злодеи пользовались никотином для мгновенного умерщвления своих жертв. Высушенный и приготовленный для курения табак теряет несколько свою силу, но и из обыкновенного курительного табака приготовленный раствор представляет такое едкое средство, что с пользою употребляется для уничтожения мозолей, бородавок и проч. При курении непременно осадок табачного дыма более или менее проникает во внутренность человека и образует на ней слой. Вследствие этого и появляются обыкновенно внутренние язвы, болезни внутри носа и горла; а часто курение причиняет хроническое головокружение и рвоту; также многими врачами доказано, что курение иссушает грудь, располагает к чахотке, ослабляет зрение. Страстные курители собственным опытом испытывают сказанный вред, хотя часто и не признают его, а другие и соглашаются с этим, и видят сами зло для себя от табака, но уже отстать не могут. Вредоносность табака всего яснее проявляется на рабочих табачных фабрик и даже на обитателях соседних с фабриками домов; как те, так и другие страдают постоянной тошнотой и головной болью. Но разъяснение вреда для телесного здоровья от этого злоупотребления не составляет нашей главной цели, поэтому мы ограничимся тем, что сейчас сказали об этом вреде, и рассмотрим дурную привычку курить — с нравственной стороны.

Жалко бывает видеть, как иногда бедные люди, едва добывающие себе на дневное содержание, тратят эти свои трудовые, кровные гроши на табак, подвергая чрез это и себя и семейство свое ограничению и без того уже ограниченного о пропитания. Кстати упомянуть еще, что некоторые простодушно верят в мнимую питательность табаку на основании того, что табак действительно лишает аппетита своих усердных употребителей, — но в этом опять видна его крайняя злокачественность. Страждущие страстью к табаку лишь стараются уверить и других и самих себя, что они действуют не по слепому пристрастию, а в силу соображений и по необходимости; но ведь подобным же образом оправдывают себя и винопийцы и другие, имевшие несчастно подвергнуться какому-либо безнравственному навыку.

Случается в наше время, что именующиеся христианами называют «излишнею тратою времени» посещение храма Божия; не находят для себя возможности помолиться Господу утром и вечером,

по обычаю и обязанности истинных чад Церкви. При этом они красноречиво рассуждают о труде и о праздности, а сами тратят целые часы на бесцельное курение и наслаждение табаком, объясняя это одной привычкой.

Приходится нередко слышать и такое убеждение, что это только одни старообрядцы считают табак грехом, а Православная Церковь будто бы не воспрещает его; а некоторые приводят как доказательство этого мнения, что некоторые даже священники курят. Такое рассуждение и доводы не имеют никакого основания. Св. Церковь наша действительно чужда такого слепого взгляда, чтобы каждое нововведение проклинать потому только, что это есть нововведение и что его не было во времена предков наших; также и никакое вообще вещество Церковь не проклинает и не запрещает к полезному и разумному употреблению. Но непомерное употребление и без всякой нужды — это есть уже услаждение веществом, что Церковь всегда воспрещала и воспрещает. Вспомните номоканон церковный, который повелевает так: кто испиет воды безмерно и от того изблюет, — таковый да отлучен будет от св. Причастия на 40 дней, и да полагает по 100 поклонов за содеянное невоздержание. Указание же на курящих священников совершенно ничего не доказывает, как случай частный и произвольный; между священниками также могут встретиться люди со слабостями и немощами человеческими: разве в этом можно видеть правило Церкви? — Если христианин осуждается, как сказано выше, и за невинное невоздержание относительно воды, то тем более в ответственности он и пред Церковию, и пред Господом за привычку греховную и пагубную к табаку, к пьянству, к картежничеству, к злоречию, к злобе, гордости, тщеславию, к скупости, к сребролюбию, к лености, к блуду Привычка или привязанность к какой-либо такой страсти составляет в человеке-христианине внутреннее, сердечное идолопоклонство. Чтобы избавить нас от этой душевной беды, слово Божие нас предостерегает и

советует не иметь пристрастия к земным вещам,, ибо оно, усилившись в сердце нашем, может совершенно возобладать над нами и изгнать из нас любовь ко Господу и спасительный страх Божий. Не любите мира ни яже в мире: аще кто любит мир — несть любве Отчи в нем (1 Ин. 2, 15) — говорит нам возлюбленный Христов Ученик Иоанн Богослов. Беда для нас великая в том, что мы привыкли более внимать и верить своему ограниченному человеческому рассуждению, своим пристрастным взглядам, а не слову Божию. Господь же, вразумляя нас, говорит: Аз есмъ свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный (Ин. 8, 12). А св. Царь и Пророк Давид молится: Ты просветиши светильник мой, Господи! Боже мой, просветиши тьму мою (Пс. 17, 29). Святитель Христов Тихон Задонский так пишет в своих прекрасных творениях: «Христиане! Что сынам века сего зеркало, тое да будет нам Евангелие и непорочное житие Христово. Они посматривают в зеркало и исправляют тело свое и пороки на лице очищают. Сотворим и мы тако! Христос Сын Божий Себя и святое житие Свое во образ нам подал: образ вам дах; да якоже Аз сотворих вам и вы творите (Ин. 13, 15). — Предложим убо и мы пред душевными очами чистое сие зеркало и посмотрим в него: сообразно ли наше житие житию Христову? Посматривай часто в чистое непорочнаго жития Христова зеркало и пороки на душе твоей прилипшие покаянием и сокрушением сердца стирай, и сколько сил есть, Тому сообразуйся, да и тамо сообразен Ему будеши. А нынешним христианам не сообразуйся: у нынешних христиан житие есть по большой части противное Христу, а не сообразное. Cue да мудрствуется в вас еже во Христе Иисусе (Филин. 2, 5)». — (Из книги св. Тихона «Сокровище Духовное».) — Также дальше увещевает нас Святитель: «Мы не только чувство, но и разум имеем; можем рассудить: что добро и что зло, что полезно и что вредно. Мы имеем святое Божие слово: что убо люди делают, приложим тое к Св. Писанию, как к чистому

зеркалу и посмотрим в тое, — сходно или противно тому делают люди. Пусть хотя весь свет делает тое, что Богу угодно и тебе душеполезно. Весь свет не заступит тебя пред судом Божиим; тамо не скажешь: вот-де тот и тот делал тое. Едино услышишь от Судии: ради чего ты не делал того, что Я приказал тебе? — Буди убо в мире, как Лот в Содоме, где все беззаконовали, но он им не подражал, а делал, что святой воле Божией угодно было. Аще убо воскресте со Христом: вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная (Колос. 3, 1-2)». — Несколько далее в той же книге Святитель Христов говорит: «Весьма прилежно внимай, душе моя, слову тому: Се удаляющий себе от Тебе, погибнут (Пс. 72, 27). Берегись удалиться Живота, да не в смерти будеши; берегись удалиться Света, да не во тьме пребудеши. Надобно тому мертвым быть, кто от живота удаляется, и во тьме быть, кто от света удаляется». Так убеждает нас внимать слову Божию наш российский светильник, новый чудотворец

св. Тихон Задонский. Желающему спасти душу свою надобно о сем подумать и посоветоваться с Евангелием: оправдает ли оно наше злоупотребление веществом против любви Божией? Ибо христианин, внимающий своему спасению, если обратит свое внимание на изречение Господа Иисуса Христа: аще кто любит отца или матерь свою паче Мене, — несть Мене достоин — тот поймет ясно и отчетливо душевный вред от злоупотребления табаком. Если, по указанию слова Бо-жия, душепагубно любить паче Бога даже и тех, кого велено нам любить, — то что сказано об услаждении веществом паче Бога? Ибо кто пленен какою-либо греховною привычкою, то та привычка делается для него богом, потому что он только ее и помнит и ею наслаждается, — Бог уже оставлен, Бог у него в стороне. В заповеди Божией велено нам любить Его всем сердцем, всем помышлением нашим, а имеющий какую-либо греховную привычку ею только и услаждается, ее только любит, об ней помнит и помышляет. Кто имел несчастие привыкнуть к блуду, или к пьянству, или к картежной игре, или к табаку, тот паче Бога о сем помнит, привычка та становится * для него богом; такой человек делается рабом своей привычки или страсти, — она обладает им и мучит его. Таково именно и пристрастие к табаку: этот глупый навык не дает минуты покоя привыкшему к нему. В этом-то и состоит грех, что он более помнит о табаке, нежели о Боге; таковой приносит табаку жертву, как сердечному своему идолу, — а Бог забыт.

Бывают случаи весьма горькие: некоторые не приобщаются св. Тайн Христовых потому только, что не хотят и на один день воздержаться от табака! Не идолопоклонство ли это? Поистине таковые, если не оставят своего добровольного заблуждения до смерти их, — не узрят Лица Божия и жизни вечной. Это можно ясно видеть из строгого и решительного определения Господня, изреченного во св. Евангелии: глаголю вам: ни един мужей тех званных вкусить Моея вечери! Это говорит Господь в Своей притче о званных на вечерю Царскую к отрекшимся от нее и презревшим приглашение царское (Лк.14,24). — Поистине это определение применяется вполне к тем оскорбителям Божиим, которые так мало или за ничто ставят для себя приобщение человека-грешника Пресвятых Тайн Тела и Крови Христовой. Какого дара таковой себя лишает! Какое преступное небрежение оказывает непостижимой любви Божией к падшему человечеству! О, если бы опомнился прежде конца такой презритель любви Христовой, каждому из нас являемой в сем спасительном, святейшем таинстве! «В чем застану, в том и сужду», — говорит Господь. А св. Апостол Павел, или лучше сказать — Дух Святой чрез Апостола, — свидетельствует следующее: отверглся кто закона Моисеева, — без милосердия умирает (наказывается смертию); — колико, мните, горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив (не почитает за святыню кровь Христову), ею же освятися, и Духа. благодати укаривый? (Евр. 10, 28. 29). — Когда Христос Господь приходит в сердце наше Своими Пречистыми Тайнами Тела и Крови Его и дарует нам чрез сие прощение грехов и Свое сладчайшее благодатное единение с нами, — не оказывает ли Он тогда каждому из нас грешных еще большее снисхождение и уничижение Себя, нежели какое было Им оказано, когда Он благоволил ради спасения нашего родиться в скотском вертепе Вифлеемском и, Царь небесный, положился в яслях скотских? Но наше грехолюбивое сердце, преисполненное всякими страстями, мерзкими для святейших очей Его, много недостойное для принятия Его, чем ясли те и вертеп скотский. Удивлялись люди во времена земной жизни Господа крайнему Его снисхождению и милосердию, что Он входил в дома явных грешников, презираемых всеми. Он не презирал их, входил к ним и даже разделял с ними вечерю, ища обращения и спасения душ их; то же самое, или гораздо еще большее, снисхождение и милосердие

оказывает и ныне Господь, когда посещает наше порочное, грехолюбивое сердце, худшее, чем те жилища грешников. Но те грешники так высоко ценили посещение Спасителя, что мгновенно изменялись из великих грешников в самых ревностных последователей Его; а мы даже отказываемся добровольно от сего высочайшего и блаженнейшего Его посещения, отказываемся именно ради пристрастия своего к вредной привычке!..

Убо пленени быша людие Мои, за еже не видити им Господа, говорил св. Пророк Исаия (Ис. 5, 13) от лица Божия о народе Еврейском, который в то время имел наружно веру истинную, но пленен был, т. е. увлекался многими обычаями языческими в своем образе жизни. Евреи, современные Пророку Исаии, холодны были к своей вере, к поучению себя в слове Божием; поэтому они предавались многим языческим порокам, иногда незаметно для самих себя; так обычаи беззаконные пленяли сердца их. Причиною этого душепагубного зла было именно

оставление ими закона Господня, невнимание слову Божию. В нынешнее время также слишком охладело усердие к поучению в слове Божием, к чтению свящ. Писания; большинство нынешних христиан вовсе небрегнут о сем. А слово Божие есть для нас свет и жизнь; оно единственный источник познания истины и добра. От того, что мы оставили в стороне закон Господень в св. Писании, от того вовсе небрежем о молитве, и происходит то, что всякий обычай, совершенно противоположный учению Христову, так беспрепятственно пленять нас, порабощает наше сердце и ум — за еже не видити им Господа, как выражается св. Пророк.

Приведем снова несколько строк из писаний св. Тихона Задонского — нашего российского Златоуста: «Слеп я, как и прочие, без благодати и просвещения Твоего, — говорит Святитель, — грех мой меня ослепил; сего ради благость Твоя, как о всех, так и о мне недостойном промыслила человеколюбно; к просвещению, как всех, так и мене, ниспослал Ты нам слово Твое святое чрез избранных рабов и служителей Твоих. Сие мне, как свеща во тьме сидящим, сияет и показует пользу и вред, добро и зло, добродетель и грех, истину и ложь, угодное Тебе и неугодное, веру и неверие; и тако прогоняет мою слепоту и просвя-щает разум мой: светильник ногам моими закон Твой и свет стезям моим (Пс. 118, 105). (Из книги: «Сокровище Духовное»).

«От замедления во грехе каком-либо делается пристрастие ко греху. Страстолюбие есть внутреннее и душевное идолослужение: ибо работающее страстям почитают их внутренним сердца покорением, как идолов. Тако угождающим и работающим чреву чрево Бог есть (Фил. 3, 19); лихоимцу лихоимание его есть идолослужение(Кол. 3, 5); то и других страстях разуметь должно. Всяк творяй грех (сознательно): раб есть греха (Ин. 8, 34). — Им же кто побежден бывает, сему и работень есть(2 Петр. 2, 19). Грехолю-бивому бо человеку грех, которому работает, — есть как идол; сердце его грехолюбивое есть как капище мерзкое, в котором мерзкому сему истукану жертву приносит: грех бо в сердце имеется. Вместо тельцов, баранов и прочих животных волю свою и охотнейшее послушание в жертву приносит; и тако сколько раз соизволяет на грех, к которому пристрастился, столько раз сердцем отрекается Христа; и сколько раз самым делом исполняет грех, столько идолу тому жертву приносит. Как же мерзко и бедственно есть пристрастие греховное! Подобно сему и св. Иоанн Златоуст в беседе 6 на поел. к Римл.: различии суть идолослужения образы: иный мамону (богатство) почитает за Господа, чрево за бога, иный другую какую страсть вселютейшую. Не пожираешь им волов, якоже Еллины, но много хуждше: свою закалаеши душу». (Из книги «Об Истин. Христианстве»). Внимающему своему спасению и желающему восстать из такого горестного состояния предлагаем и просим принять следующий совет, предлагаемый во имя взаимной нашей Христианской любви о Господе: прекратить, при Божией помощи, свою душевредную привычку к табаку; решиться на это сейчас же — пока благодать Божия касается сердца и побуждает его к спасительному восстанию. Хотя и велика сила привычки, так что иногда кажется делом невозможным преодолеть ее, но это неверно: если человек возымеет искреннее желание и решимость и будет просить помощи Божией, то скоро победит ее. В доказательство приведем здесь рассказ одного священника: «Один из многих прихожан моих, пишет священник, — Т. К. весьма сильно пьянствовал и постоянно курил. При такой жизни, будучи еще человеком семейным, он дошел до крайней бедности и нищеты, хотя он человек весьма способный ко всему, даже трудолюбивый и хорошо грамотный. Вследствие этого, я всегда старался действовать на него убеждением. Однажды на все мои увещания так высказал предо мною вышеупомянутый К: «Батюшка, поверьте, мне самому совестно и больно, что не исполняю ваших добрых для меня советов, мне даже уже совестно встречаться и смотреть вам в глаза. Но при всех моих слабостях я постараюсь последовать доброму совету вашему, при помощи Божией надеюсь отстать от водки, от курения же никак не могу. Я человек больной удушием. В моей прежней службе при конном заводе мне несколько раз лошади разбивали грудь, теперь я от этого всегда кашляю; курение же при этой болезни служит для меня большим облегчением; утром в особенности, у меня только тогда и отделяются все накопившееся в груди мокроты, и мне делается очень легко, когда я покурю. При том же мне и доктора советовали непременно курить». Несмотря на такие суждения его и советы докторов, я все-таки уговаривал его бросить водку и табак. Впрочем, думал я про себя, дал бы Бог чтобы ты отказался по крайней мере от пьянства. Что же оказывается? Чрез довольно непродолжительное время, я слышу, а потом и убеждаюсь, что Т. К. совершенно отказался от водки. Проходит месяц, другой, наконец и год. По обычаю посещая всех пред праздником Светлого Христова Воскресения с молитвой и Св. Крестом, я заметил, что все в его доме, как у порядочного хозяина, было все необходимое, все в порядке. Смотря на все это и припоминая его прежнее нищенское положение, я не мог не заявить о сем как ему самому, так равно и всей его семье. При этом я решил напомнить также Т. К., что за ним теперь остается еще один большой недостаток, один явный грех; но он, уже поняв мою мысль, отвечал: «Батюшка, чистосердечно благодарю вас за ваше пастырское увещание, за ваш благой совет. Я за помощью Божией давно уже бросил и курить». — «А ты же меня прежде заверял, что невозможно отстать от курения; что ты курением только и поддерживал свою слабую грудь?» — «Ах, батюшка, верю теперь вам вполне, все это наше одно только заблуждение, обман да великий наш грех и искушение дьявольское. В этом я сам уже убедился; теперь уже меня никто не разуверит». Как же ты, — спросил я, — чувствуешь себя, по крайней мере, теперь, при воздержании от курения? — «Я не могу, батюшка, выразить даже всей моей радости и вместе благодарности вам за это. Теперь я, как вы и говорили мне прежде, не только чувствую себя лучше, с тех пор, как только бросил (хотя при очень усиленном моем старании) курить, но от этого у меня теперь исправилась грудь, нет у меня никакого кашля, ни малейшего удушья, которое прежде, при гибельном курении, так страшно беспокоили меня и мучили всегда. О, Боже мой, теперь я, поверите ли, батюшка, будто бы совершенно переродился и душою и телом при всесильной помощи Божией и пастырском старании вашем». В настоящее время этот прихожанин мой сделался одним из лучших, усердно является на все богослужения в св. храм Божий, тогда как прежде его здесь никогда не было. Подобных случаев было, впрочем, немало в моем приходе; семь лет тому назад очень мало было в приходе таких, которые бы не курили, а теперь, при помощи Божией, все почти считают за грех и бесчестие для себя курить». (Брошюрка «О вреде табака» свящ. Алексия Бычковского. Одесса. 1880 г.).

Не было бы грехом употребление табака, как лекарства, но нет никаких верных доказательств его лечебных свойств, кроме свидетельства приверженцев табака, а их слова приняты быть не могут, как пристрастные. Да затем, начав его употребление по искреннему желанию себе пользы, весьма легко пристраститься к нему и употреблять уже без меры, вовсе не ради пользы, а по греховному пристрастию, нетерпимому в христианстве.

В заключение всего нами сказанного необходимо воспомянуть непреложное слово Господа: Без Мене поможете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Всякое наше тщание и самое усильное старание без помощи Божией, без Его благодатного нам содействия будет вполне тщетно и бесплодно. Поэтому во главе наших стараний и усилий над собою, над исправлением себя, должно быть воззвание ко Господу, обращение усильное, от глубины души к Его всемогущей помощи и силе, со смиренным сознанием своей немощи, своего духовного бессилия. В нашем молитвенном общении с Господом заключается вся сила наша, весь успех наш. Якоже розга (ветвь),не может плода сотворити о себе (сама собою), аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Иже пребудет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног (Ин. 15, 4. 5), говорит нам Сам Господь. Слишком слабы силы наши духовные для преодоления какого-либо вкоренившегося в нас злого навыка: слишком непрочно и изменчиво в нас даже самое желание или стремление к добру. Это доказывается непрестанно опытами жизни нашей. Если и употребляется в нынешнем свете выражение «сила воли», то выражение это чуждо духа евангельского и учения св. Церкви. Нелепость и ложность этого светского выражения известны всякому знакомому с св. Евангелием и примерами евангельскими. Разве лгал св. Апостол Петр Господу на тайной вечери, когда с такою горячностью, с такою решимостью свидетельствовал: с Тобою и в темницу, и на смерть готов идти? Разве это не высказано было со всею искренностью, от глубины любящего и преданного сердца? Но однако же чрез несколько часов как горько пришлось оплакивать сему Апостолу трикратную измену такому горячему и глубокому своему чувству преданности к Возлюбленному Божественному Учителю!…

Поэтому пусть, кто хочет, надеется на свою «силу воли», — а мы ее не признаем; для нас одна надежда на силу Божию — Христа (1 Кор. 1, 24.). — К Нему воззовем со св. Церковью: Ты моя крепость, Господи! Ты моя и сила! Ты мой Бог, Ты мое радование. (Ирмос 8 гласа).

Обратимся еще раз к богомудрым наставлениям св. Тихона Задонского: «Всякое наше тщание и подвиг, как о добре, так и противу греха, не силен есть без помощи Божией: понеже мы весьма растленны и немощны. Почему и сказано нам от Спасителя нашего: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15,5). Сего ради от Него просить и искать должно нам всего добра и крепости и силы противу греха». — «Что лодка на реке: тое человек в житии. Видим, что лодка сама собою вниз по реке плывет, а противу реки или вверх никак плыть не может, но когда надобно ей идти вверх реки, нужны гребцы сильные, или парус, со способным ветром подвигающий ее. Тако имеется и человек: по плоти, по прихотям и страстям и по злой воле своей, яко растленный, сам собою и удобно и легко живет, как судно вниз реки само собою плывет. Но противу злой своей воли жить и тую побеждать и воле Божией покорять, противу страстей стоять и подвизаться, и тыя распинать и умерщвлять, и тако благочестно и по-христиански жить — нам самим так неудобно и невозможно, как судну самому без гребцов и парусов противу быстрины речной плыть. Надобно убо неотменно вышеестественной силе нам помогать и нас, яко судно противу реки, подвигать и противу стремления страстей возбуждать. Все сие действует благодать Божия, живущая в человеке;’ с нею все может человек, — без нее ничего не может. На всякое убо время, час и минуту требуем Божией благодати. Божия благодать есть живот душ наших. Без благодати Божией душа жива быть не может» Сего ради поведено нам молиться — просить, искать, толкать». (Из книги «Сокровище Духовное»). — Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам: всяк-бо просяй приемлет (Мф.7, 7), глаголет Господь. — Но чтобы так усильно и искренно просить избавления себе от беды душевной, от пагубных навыков и пристрастий, необходимо их усмотреть в себе, рассудить и увидеть весь вред их и всю тяжесть греха от последования им. Тогда только будет искреннее желание и молитва и собственное тщание есть необходимое условие Божией помощи. Господь помогает только тем, которые всеусильно ищут Его помощи, но и сами не поддаются страстям своим. Худо самонадеяние, и безрассудно, и бесполезно; но и излишне надеяться на помощь Господа при своем добровольном умедлении в грехе и сознательной уступке греховным навыкам — это оскорбляет Господа.

http://www.librarium.orthodoxy.ru/smoke.htm

Письмо курящей девушке

из книги «ПРАВДА И ЛОЖЬ О РАЗРЕШЁННЫХ НАРКОТИКАХ»

Фёдор Григорьевич Углов

http://www.uglov.tvereza.info

Чем объяснить, что эта глупая забава — курение — получила столь широкое распространение? Ведь в ней, особенно вначале, нет ничего приятного. Человек набирает полный рот дыма и потом вдыхает его. У него постоянно горечь во рту, неприятная для него самого, а для окружающих этот рот, как правило, издает столь отвратительный запах, что с курящим человеком невозможно разговаривать, находясь вблизи от него. Можно только удивляться непритязательности наших девушек и женщин, которые целуют курящих мужчин, когда от них на расстоянии разит запахом разложения, как от пьяницы перегаром.

Еще больше можно удивляться мужчинам, которые целуют курящих женщин. Ведь поцелуй должен доставлять наслаждение. О каком наслаждении может идти речь, когда ты приближаешься к губам, от которых пахнет гнилью?!

На женский организм никотин действует особенно вредно. «Письмо курящей девушке», которое вы прочтете ниже, я просто не мог не написать…

Сотни твоих курящих ровесниц я встречаю на улицах. Сотни людей я прооперировал по поводу рака легких. И сотням — я не оговорился — сотням я вынужден был отказать, поскольку уже ничего нельзя было сделать… Нет для хирурга ничего более тяжелого, нежели отказ больному в помощи ввиду собственного бессилия. А мне не раз приходилось признавать свое бессилие, когда речь шла о спасении пораженных легких многолетних курильщиков.

В последние годы на операционные столы поступает очень много женщин-курильщиц. Я тебя не пугаю. Курение — дело добровольное. Только раз ты уж начала читать мое письмо, позволь мне высказать свое мнение, чтобы потом твое отчаяние не разрывало мне сердце. Мнение не только хирурга (к сожалению, не способного показать тебе на этих страницах раковую опухоль, задушившую легкие), но и человека, знающего цену страданиям.

Через мои руки и мое сердце прошли сотни людей, страдающих именно от того, что не смогли вовремя расстаться с пагубной привычкой. Жалобы одинаковы и начинаются с фразы: «Что-то у меня с легкими…» Как-то мой хороший знакомый обратился ко мне с такими же словами. Договорились о встрече, но пришел он только через несколько месяцев. Когда на операционном столе ему вскрыли грудную клетку, оказалось, что все уже проросло метастазами и ничем нельзя ему помочь. Тяжело узнать, что умирает больной. Еще тяжелее, если больной этот — твой близкий товарищ…

В этих строках, обращенных к тебе, будут факты и цифры, найденные моими единомышленниками. Но я, хирург, представляю с особой ясностью, что стоит за этими цифрами и процентами.

Нет, я не буду пугать тебя ставшими уже банальными примерами о том, что капля никотина убивает лошадь — ты не лошадь, ты человек — или что

20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8-12 лет

ты молода, и жизнь кажется тебе нескончаемой.

По данным английских врачей, каждая выкуренная сигарета стоит курильщику 15 минут жизни. Пустяк, если тебе только 20. Что тебе до того, что злостные курильщики заболевают раком в 30 раз чаще, чем некурящие, а причина этого страшного заболевания в 95-98 случаях из 100 — курение. Американские кардиологи приводят такие цифры: средний возраст умерших от сердечных приступов 67 лет, курильщиков — 47 лет. Тебе только двадцать, а до сорока семи еще… Конечно, тебя это не испугает. И все-таки…

С огромным огорчением вижу я, как покуривают возле школы девочки, зажав сигарету в кулак (как они говорят, «по-пионерски»), чтобы не увидели из окон. С сожалением узнаю, что они научились курить, взяв за образец воспитательницу.

Боль охватывает мою душу от того, что в студенческом общежитии девушки собираются покурить и поболтать о своих планах на будущее. Я могу допустить, что в таких планах замужество еще не просматривается. И поэтому расскажу тебе о другом.

Социологи провели анонимную анкету, в которой спросили: почему вы курите? 60 процентов девушек ответили: это красиво и модно. А 40 процентов курят потому, что хотят нравиться мальчикам. Допустим. Даже в чем-то их оправдаем. Потому что желание нравиться заложено в тебе природой. Но оправдаем временно: нелишне знать и мнение мальчиков.

Были опрошены 256 юношей. Им предложили три вопроса и, соответственно, три варианта ответов: положительно, безразлично, отрицательно.

Вопрос первый: «В твоей компании девушки курят. Как ты к этому относишься?» — 4% положительно, 54% безразлично, 42% отрицательно.

Вопрос второй: «Девушка, с которой ты дружишь, курит. Как ты к этому относишься?» — 1% положительно, 15% безразлично, 84% отрицательно.

Вопрос третий: Хотел бы ты, чтобы твоя жена курила?» — Буря протестов! Из 256 только двое ответили, что им все равно. Остальные были категорически против.

А теперь подумаем вместе. До операции на легких тебе далеко. Замуж не собираешься. Все прекрасно, и ты куришь. Откуда это пошло? На мой взгляд, курят в тех компаниях, где собираются для веселого времяпрепровождения. Сигарета в твоих руках — как бы сигнал: ты современна. А значит, и к любви, и к дружбе относишься с изрядной долей легкомыслия. Юноши с курящими девушками ведут себя более раскованно, а девушки по своей наивности полагают, что пользуются успехом, вряд ли думая о том, что представляют собой временную забаву. Да-да, ты, курящая девушка, временная забава. Мне кажется, что закурив, ты удешевляешь себя, унижаешь свое достоинство, делаясь не современной в истинном смысле этого слова, а скорее легкомысленной и более доступной. Кто же внушил тебе «модность» этой ужасной привычки? Кто запрограммировал тебя на занятие, в котором твоя молодость не дает увидеть всю катастрофу, тебя ожидающую?

Не сердись, но я попробую нарисовать твое будущее, каким оно представляется мне. А если ты усомнишься — оглянись, посмотри на курящих женщин старше себя.

От курения станет хриплым твой голос, постепенно почернеют, испортятся зубы. Кожа лица приобретет землистый оттенок. Резко пострадает твое обоняние и испортятся вкусовые ощущения. Наверное, ты уже обратила внимание, как часто сплевывают курильщики. Не знаю, успела ли ты заметить, что изо рта курильщика постоянно пахнет… Этот запах настолько неприятен, что не удивляйся, если кто-то из знакомых парней станет тебя избегать. Ты будешь просыпаться с горечью во рту и с головной болью оттого, что всю ночь кашляла. Очень рано кожа твоего лица станет морщинистой и сухой. Женщины-курильщицы в 25 лет выглядят намного старше своих некурящих ровесниц. Вот какова настоящая цена твоего курения. Ты не привлечешь к себе, а наоборот, оттолкнешь любого серьезного парня.

Попробуй представить себя рядом с некурящей ровесницей. И если сравнение не испугает тебя или если ты не увидишь разницы между вами, позволь заметить тебе, что твой внешний вид — это еще не главный показатель.

Чем раньше ты начала курить, тем опаснее для тебя воздействие ядовитого табачного дыма. А если ты пристрастилась к курению задолго до того, как в тебе начались возрастные изменения, то медленнее происходит развитие твоего организма. Под влиянием никотина происходит стойкое сужение кровеносных сосудов, понижается содержание кислорода в крови за счет соединения гемоглобина крови с угарным газом — одним из компонентов табачного дыма. При курении под влиянием высокой температуры из табака выделяется 30 вредных веществ: никотин, сероводород, аммиак, азот, окись углерода и различные эфирные масла. Среди них особенно опасен бензопирен — стопроцентный канцероген («канцер» — по латыни — рак).

Если ты любознательна, тебя, возможно, заинтересуют данные американских исследователей. Они обнаружили в табачном дыме значительное количество полония-210, который излучает альфа-частицы. При выкуривании одной пачки сигарет лично ты получишь дозу облучения в семь раз выше установленной международным соглашением по защите от радиации.

Никотин — это наркотик. Точно так его именует высший орган мировой медицины — Всемирная организация здравоохранения. Это означает, что тебе с каждым годом будет все труднее. Табак, сужая сосуды, не только вызывает усиленную работу сердца, но и ухудшает и разрушает деятельность многих систем организма.

 

Ты закурила… Дальше всё идет по давно известной схеме. Никотин на короткое время вызывает расширение кровеносных сосудов, усиливая кровоснабжение клеток мозга. За этим наступает резкий спазм сосудов, в результате чего появляются различные мозговые расстройства. Далее. Никотин нарушает функции нервной системы, легких, печени, органов пищеварения, половых желез.

Неопровержимо доказано: ты будешь болеть в три-четыре раза чаще своих некурящих подруг. Неотвратимо придет время, когда ты будешь плохо себя чувствовать, и постоянное недомогание превратит твою жизнь в тягость.

Но давай поговорим о другом. Может, тебе будет интересно узнать, что женщины тяжело страдают от курения из-за более нежной структуры организма, который природой предназначен для продолжения рода. Давно известны факты, говорящие о том, что злостные курильщицы не могут родить детей, поскольку произошли глубокие изменения в зародышевом аппарате. Самым частым осложнением, вызванным курением, является преждевременное прерывание беременности — до 36 недель. У курящих оно бывает в два раза чаще. Тебе не мешает знать, что у курящих женщин намного чаще недоношенность и меньший вес новорожденного (да, новорожденного, твоего ребенка, о котором ты, наверное, не думаешь, но твое курение скажется на его жизнеспособности). У курящих выше процент мертворожденных детей и чаще патологии при родах. И несомненный факт — курение крайне отрицательно влияет на развитие уже рожденного ребенка. Зная это, есть ли смысл задуматься о замужестве, о муже, который будет ждать сына, а сына может и не быть… И может прийти день, когда врачи скажут тебе: «К сожалению, Вы уже никогда не сможете родить».

Сейчас тебе это трудно понять. Но мой опыт подсказывает сотни таких случаев. У курящей женщины незаметно приближается критический момент, после которого она уже не сможет родить, хотя ради этого готова на все, на любые операции, на любые жертвы. И поверь, ты не будешь исключением, поскольку природа создала тебя, чтобы ты стала матерью. И как бы ты ни хорохорилась сегодня, она заставит тебя жить интересами детей.

Поверь мне, сигарета может искалечить твою жизнь. Сначала твою. И когда тебе докажут, что во всем виновато курение, ты проклянешь и себя, и всю свою жизнь. Подумай о том, что у тебя не будет детей. И что муж может тебя оставить. Поверь, он может так сделать, потому что отцовские чувства не менее сильны, чем материнские.

А если ты куришь, будучи беременной, то знай — экспериментально установлено: стоит беременной закурить, как через несколько минут никотин поступает (через плаценту) в сердце и мозг еще не родившегося ребенка. И этим ядом ты невольно травишь его. Ученые проследили особенности развития детей, чьи матери курили во время беременности. Эти дети, наблюдавшиеся до 5-6-летнего возраста, в значительной мере отставали в своем физическом и умственном развитии. Кстати, среди детей, отцы которых являются интенсивными курильщиками, в два раза чаще наблюдаются пороки развития.

И все время твой ребенок будет болеть. Его ждут и пневмония, и бронхит. В отчаянии ты будешь искать причины, не зная, что они в тебе. Если даже ты курила в коридоре, на лестничной площадке — даже крошечной концентрации дыма, проникшего в комнату, будет достаточно для твоего ребенка, чтобы у него неожиданно повысилась температура.

У курящих матерей сто процентов детей курят. И твой ребенок, почитающий тебя за самую умную, ласковую, добрую, видя тебя с сигаретой, тоже начнет курить. А это означает, что ты заранее запрограммировала его на те же мучения, которые ожидают тебя.

Я вспоминаю страшный случай, связанный с курением подростка. В одной из школ-интернатов утром не смогли разбудить мальчика. Он умер ночью. Вскрытие показало, что у него было больное сердце — он рано научился курить, курил помногу, а в канун смерти, как сказали ребята, накурился «досыта».

В семьях, где родители курили, а потом перестали, тем не менее начинают курить 67% мальчиков и 78% девочек.

По данным ВОЗ, 80% курящих детей сохраняет эту вредную привычку, став взрослыми. Уже установлено: если подросток выкурил хотя бы две сигареты, то в 70 случаях из ста он будет курить всю жизнь. Подумай!

А теперь мне хотелось бы знать, зачем ты куришь. Наверное, думаешь, что выглядишь красивее? Напрасно. Это минутное удовольствие — видеть себя со стороны с сигаретой, зажатой между пальцами. Ты одна из тех, кто не сознает, что творит, а когда им говоришь — безвольно отвечают: «Не могу бросить!» И пожалуйста, не ссылайся на артистов, которых ты видишь на экранах с сигаретой. Твое увлечение я бы квалифицировал не как юношескую глупость, а как преступление перед собой. Да-да, ты можешь написать себе памятку в три слова: «Курение — медленное самоубийство». И уже в недалеком будущем сможешь убедиться, что это именно так. Жаль, что на твоем самом трудном этапе жизни понадобится моя помощь как хирурга… Пока же могу предупредить, что курение обречет тебя на частые болезни. Это и стенокардия, и инфаркт в молодом возрасте, и язва желудка. При исследовании 205 лиц, умерших от инфаркта в возрасте 44 лет, было установлено, что только двое из них не курили. Среди больных раком желудка 95% курящих. И если у каждого курящего не развился рак легкого, то в абсолютном большинстве случаев уже имеется предраковое состояние. У курящих в 3-4 раза выше смертность от язвы желудка.

По данным ВОЗ, в которой много и настойчиво изучают проблему курения, от причин, связанных с употреблением табака, умирает каждый пятый. Если это применить к нашим условиям, окажется, что мы ежегодно теряем пятьсот тысяч человек! В их числе можешь оказаться ты, твой муж, твои дети, друзья и знакомые…

И последнее. Я понимаю, что в поисках причин, оправдывающих твое безволие, ты можешь сказать: «Если это так плохо, зачем же табачные изделия продают в таком изобилии?» Организации, стимулирующие табачную промышленность, считают, что получают большую выгоду. Однако это иллюзии. Страна и народ теряет от табака много больше, чем приобретают. Сегодня ВОЗ выступает с лозунгом: «Курение или здоровье? Выбирайте сами!»

Я — врач и обязан предложить тебе это же.

* * *

…Начальник пионерского лагеря: «Утверждаю, что все девочки первого отряда — все двадцать три — курят».

…В электричке девушка поучает другую: «Современная девушка выглядит намного эффектнее, если умеет красиво держать сигарету и красиво затягиваться, как это делают героини кино!»

…Студенческое общежитие. Первокурсница Верочка: «Для меня курение — это форма общения. У нас в общежитии девчата часто собираются покурить, поболтать. Просто неудобно сидеть среди них белой вороной — вроде как не своя».

«Но ведь Вы, Вера, выйдете замуж, у Вас, конечно, будет ребенок. Неужели не знаете, какой вред нанесете ему тем, что будете курить?»

«А! — машет рукой, — тогда и брошу!»

Бросит ли?..

Вот что я услышал от девушки в возрасте около 25 лет: «Зачем курю? Курить я начала еще в школе. Хотелось походить на учительницу, которую мы все любили и которая курила. Не хотелось также отставать от подруг. Не заметила, как баловство перешло в прочную привычку, сигарета стала необходимостью. Подошла как-то к зеркалу — а оттуда на меня старая усталая женщина смотрит. Решила: все! Больше не курю! Два часа промаялась и потянулась за сигаретой. Курить так и не бросила»

Сорокалетняя мать одной школьницы, курящая уже 20 лет, рассказывала: «Сколько ни пыталась — не могу бросить курить. А уже хронический бронхит. И вот недавно у дочери в портфеле обнаружила сигареты и в ужас пришла. Так рыдала, как, кажется, никогда… И ведь ругать ее не имею права, сама пример подала».

А теперь несколько слов о мальчиках, с которыми девушки дружат и среди которых надеются найти своих будущих спутников жизни.

Установлено, что курение необратимо повреждает аппарат наследственности. При этом изменения в хромосомах наблюдаются вдвое чаще, чем у некурящих, а в результате среди детей, отцы которых не расстаются с сигаретами, имеет место более высокая дородовая смертность, даже если их матери не курят. Кроме того, у детей вдвое чаще возникают пороки развития и деформации лица — такие, как «заячья губа», асимметрия лица и пр.

Курильщики и сами немало страдают от своей дурной привычки, причем часто уже в молодом возрасте. Приступы «грудной жабы», приводящие к смерти, среди них случаются в четыре раза чаще, а летальность, особенно у пристрастившихся к табаку в молодом возрасте, больше на 30-80%. Смертность от рака легких у курящих в 20 раз выше, в 13 раз чаще наблюдается стенокардия, в 12 — инфаркт миокарда, в 10 — язва желудка.

Известно, что от табачного дыма страдают и те, кто вынужден вдыхать его в накуренном помещении.

Хотелось бы подчеркнуть вредное действие табака на репродуктивную функцию как мужчин, так и — особенно — женщин. Никотин активизирует работу надпочечников, увеличивает выделение адреналина, обладающего сильным сосудосуживающим действием. Повышается кровяное давление, резко сужается просвет сосудов мозга, сердца, а также половых желез. Функция последних снижается. Некоторые курящие женщины приобретают мужеподобный вид: у них грубеет голос, кожа лица становится землистого цвета, запах изо рта вызывает отвращение. При длительном употреблении никотина последний может стать причиной нарушений менструального цикла, а иногда и полного прекращения менструации.

Нет никакого органа у человека, на который бы табак не оказывал губительного действия. Главный его яд — никотин. По своей токсичности он не уступает синильной кислоте. Однократная его доза 0,08-0.16 г смертельна для человека.

И тем не менее сотни миллионов людей — мужчин, женщин и даже детей — курят. Почему? Да потому, что это очень сильный легальный наркотик, продающийся свободно, не запрещенный государством.

Не потерявший разум от табачного дыма должен задуматься над цифрами, давно опубликованными учеными. Каждая папироса стоит курильщику 15 минут жизни. По данным ВОЗ, каждый пятый умирает от причин, связанных с курением, а это означает, что в нашей стране от них умирает ежегодно 500 тыс. человек. Но прежде, чем умереть, многие из них годами страдают бронхитом, астмой, хронической пневмонией, коронарной недостаточностью, болезнями сосудов, желудка, нервной системы… Курящие способствуют появлению неполноценного потомства и отравляют жизнь своих близких. Между тем, государственные деятели, призванные бить тревогу при неблагополучии в жизни общества, упорно молчат. Почему?

Почему наше правительство не запретит потребление никотина, как это сделано по отношению к таким наркотикам, как опий, морфий, марихуана и др.? Мало того, правительства большинства стран, в том числе и нашей, поощряют производство этого зелья не только государственными, но и частными фирмами в огромных масштабах. Может быть, это выгодно для страны, для населения? Может быть, государственная казна, как часто говорят, в случае прекращения производства табачных изделий потерпит большой урон?

Рассмотрим вопрос объективно. Мировое производство табака в 80-х годах достигло 5,5 млн. тонн в год. Сегодня оно, несомненно, стало еще больше. В коммерческих целях его культивируют, по меньшей мере, в 120 странах. Первое место занимает Китай, за ним следуют США. В СССР еще в 1976 году было собрано 300 тыс. тонн табака, что по сравнению с 1940 годом больше в 8 раз.

Мировое производство сигарет достигло около 400 млрд. штук. На одну только рекламу табака в США затрачивают ежегодно свыше 300 млн. долларов. Из этого видно, какие бешеные деньги зарабатывают табачные компании на отравлении людей. А как же само государство, где производят табак? Получает ли оно выгоду, ради которой можно жертвовать миллионами жизней своих граждан. Всестороннее и объективное изучение этой проблемы показывает, что производство табака разрушает экологию страны, ее экономику, снижает производительность труда (из-за более частых болезней курящих), наносит непоправимый урон населению. Только медицинские расходы, связанные с курением, составляют свыше 1.5 млрд. долларов, что даже намного больше, чем доходы, которые получает государство в виде налогов от реализации табака и табачных изделий.

Табак является дополнительным и не учитываемым разорителем из-за пожаров, возникающих от не потушенных окурков. Надо учесть также, что для выращивания табака используются лучшие земли в благоприятных в климатическом отношении регионах. На этих землях могли бы расти полезные для человека культуры.

Кроме того, табачная промышленность уничтожает природу, использует огромное количество ценных материалов и продуктов питания.

Подсчитано, что при сушке табачных листьев на каждые 300 сигарет расходуется тепловая энергия, получаемая от сгорания одного срубленного дерева. Это значит, что ежегодно на Земле уничтожается свыше миллиарда, а в нашей стране — около 100 млн. деревьев. А сколько требуется древесины 400 млрд. спичек в год? Мы жалуемся на недостаток и дороговизну бумаги. Между тем, миллионы тонн лучших ее сортов идут на изготовление папирос, пачек и коробок.

На миллиарды сигарет, производимых у нас ежегодно, мы тратим десятки тысяч тонн первоклассной бумаги, для чего необходимо срубить миллионы деревьев.

Чтобы отбить у табака неприятный запах, табачная промышленность затрачивает многие тонны ценнейших материалов и продуктов, отнимаемых у населения, в первую очередь, у детей, которым мы вместо этого подсовываем сигарету. Так, на одну тонну табака расходуется: ванилина — 1,25 кг; арованилина — 3,25 кг; ромовой эссенции — 96 кг; масла мятного — 3,5 кг; меда натурального — 150 кг; сухофруктов — 50 кг; чернослива — 80 кг; а также большое количество анисового масла, лимонной эссенции, бергамотного масла и даже перуанского бальзама. На наших табачных фабриках работают десятки тысяч человек, созданы специальные научно-исследовательские институты и филиалы с опытными станциями, издается специальная литература — и все это направлено не на профилактику, а на распространение курения, отравление удушливым дымом большого числа людей, в том числе, детей.

Такова цена злостной привычки, которую так настойчиво пропагандируют литература, кино, телевидение и театр при поддержке со стороны правительства.

Подведем некоторые итоги. Наркомафия получает огромные барыши от продажи табака и табачных изделий. Этих денег достаточно для того, чтобы купить место для рекламы во всех средствах массовой информации, подкупить государственных чиновников, открывающих двери для этого легального наркотика и всячески способствующих его распространению. Сам же народ, государство терпят неисчислимый урон, разоряющий их.

Все это не идет ни в какое сравнение с теми поступлениями, которые страна получает от продажи табака. И невольно у каждого здравомыслящего человека возникает вопрос: не пора ли прекратить этот марафонский бег к могиле, стимулируемый мощным допинговым фактором — табаком.

***

             Фёдор Григорьевич Углов — выдающийся хирург современности, ученик выдающегося русского врача Н. Н. Петрова — основоположника отечественной онкологии;

  • один из основоположников отечественной торакальной и сердечнососудистой хирургии;
  • академик Российской Академии медицинских наук;
  • почётный член Петровской академии наук и искусств;
  • вице-президент Международной Славянской академии;
  • президент Государственного Православного Фонда;
  • почётный доктор Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова;
  • почётный член правления хирургического общества им. Пирогова;
  • главный редактор журнала «Вестник хирургии им. И. И. Грекова» (с 1953 года);
  • лауреат Первой национальной премии лучшим врачам России в номинации «Призвание»;
  • лауреат Международной премии Андрея Первозванного в номинации «За веру и верность!» (2003 года);
  • лауреат премии им. А. Н. Бакулева;
  • лауреат Премии Склифосовского;
  • лауреат конкурса «Золотая десятка Петербурга-2003» в номинации «За честное служение Отечеству»;
  • член Союза писателей России;
  • почётный член многих отечественных и зарубежных научных обществ.

Ф. Г. Углов награждён также золотым значком Минздрава РФ (2003), двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством», медалью «Изобретатель СССР».

Во время Великой Отечественной войны на протяжении всех 900 дней блокады Ленинграда он работал в осаждённом городе хирургом, начальником хирургического отделения одного из госпиталей. Награждён медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда».

Всего Фёдор Григорьевич выполнил более 6500 операций, в 1994 году занесён в «Книгу рекордов Гиннеса» как старейший в истории мировой медицины практикующий хирург. Автор 8 монографий и 600 научных статей по хирургическому лечению болезней лёгких и органов средостения.

Благодаря его усилиям сотни тысяч людей отвратились от пагубной привычки — употреблять алкоголь. Чтобы вооружить борцов за трезвость, Фёдор Григорьевич выпускал книгу за книгой: «В плену иллюзий»«Самоубийцы»«Ломехузы»«Капкан для России»«Человеку мало века»«Правда и ложь о разрешённых наркотиках»… Подобных книг никогда раньше не было во всём мире!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *