Трезвость

Можно ли обрести свободу от страсти пьянства?

…если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Мф. 8, 36).

Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я называю вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 14-15).

Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупит подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!». Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал. 4, 3-7).

…итак, сыны свободны (Мф. 17, 26).

Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2Кор. 3, 17).

…вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам (Гал. 4, 26). Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной (Гал. 4, 31).

…ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам уже не быть рабами греху (Рим. 6, 6). Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности (Рим 6, 18).

Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа… (1Кор. 7, 22).

…когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6, 22).

Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего Спасителя Иисуса Христа (2Пет. 1, 10-11).

Святитель Феофан Затворник: Деятельные силы наши связаны страстями; приходит Дух Святый, расторгает эти узы, влагает совершенно противоположные начала для желаний, начинаний и дел, и немощный человек, яко лев мощный, начинает ходить новыми путями жизни, разломав все формы жизни, какие держали его прежде, как в цепях… Все это совершается, когда кто верой прилепляется к Господу и приемлет благодать Святого Духа через таинства.

Что человеку необходимо для обретения свободы от дурного пристрастия?

…покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением (Иез. 18, 30).

…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2).

…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31-32).

… кротость покрывает и большие проступки (Еккл. 10, 4).

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии (Иак. 1, 22-25).

Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 8).

…так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы (Иак. 2, 12).

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1).

Святитель Василий Великий: …да уврачует пост пьянство; псалом – срамные песни; слезы да будут врачеством смеха. Вместо пляски преклони колена; вместо рукоплесканий ударяй в грудь; а нарядность в одежде заменит смирение. И паче всего милостыня да искупит тебя от греха…

Святитель Тихон Задонский: Первое. Юным людям не дозволять пьяного пития пить, ибо юный удобно привыкает. Второе. Совершенным мужам без нужды не употреблять вина. Третье. От злых компаний убегать. Четвертое. Помнить, что от сей страсти приобвыкшие к ней трудно освобождаются, и многие в той и умирают. Пятое. Приобвыкшим к сей страсти против ее вооружиться, и истрезвившись, милосердному Богу молиться, плакать, чтобы от нее освободил. Шестое. Помышлять им же всегда, что пьяницы многие спящими умирают, и от сего века на оный переходят без всякого чувства и без покаяния, что страшно. Седьмое. Приводить им на память случающееся зло во время пьянства, как-то: соблазны, ссоры, драки, а также приключающиеся мечтания, страхования, недуги, и всего тела расслабление, и сравнить трезвого жития состояние с состоянием пьяных…

Слово Божие есть правило христианского жития; следственно тот заблудится, кто правилу тому не внимает. Слово Божие есть светильник, который светит нам, по пути мiра сего идущим, как глаголет Давид: светильник ногам моим закон Твой, Господи, и свет стезям моим (Пс. 118, 105). Непременно во тьме ходят те, кто светильника сего не имеют пред собой и не держатся его… А хотя многие, по-видимому, и тщатся благочестивыми быть, но поскольку не внимают Божию слову, яко истинному и совершенному правилу, то не в том полагают благочестие, в чем оно состоит, но в том, что слепому своему разуму и плоти угодно, и так заблуждают… Не пользует слово Божие читать или слушать, но не творить. Христос не тех, которые слово Божие слушают, но тех, которые слышат и хранят, ублажает. Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его (Лк. 11, 28). Что пользует семя посеянное, которое никакого плода не приносит? Ничего… Так и слово Божие, семя Божественное, никакой пользы не приносит, когда слышащий от него не исправляется….  Даже большему осуждению подлежат знающие, но не творящие, по слову Христову: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много (Лк. 12, 47). И апостол Петр говорит: Лучше бы им не познать пути правды, нежели познав, возвратиться вспять от преданной им святой заповеди (2Пет. 2, 21)… Что надобно делать христианину, чтобы семя слова Божия в них плод творило? 1) Отвечает Христос: Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7-8). Ибо сами мы, как немощные, никакого добра творить не можем без Христа, по свидетельству Его: ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Сего ради молитвою усердною всего искать у Него должно…. 2) Когда хотим по правилу слова Божия проводить житие наше, должно очи отвратить от суеты мiра, то есть, славолюбия, честолюбия, сребролюбия, сластолюбия. О том также молиться Господу по примеру псалмопевца: Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты (Пс. 118, 37)…. 3) Должно читать, или слушать слово Божие не ради того, чтобы быть остроумным, быть мудрым пред веком сим, за мудрого считаться людьми, ибо сие противно слову Божию… Но читать, или слушать должно слово Божие, чтобы умудренным быть во спасение, просвещенный ум иметь к познанию истины, а сердце, преклонное ко злу, исправить к добру и творению воли Божией…. 4) Кто хочет по правилу слова Божия жить, тому должно внутреннему направлению совести повиноваться и ему последовать. Ибо слово Божие и совесть человеческая согласны между собой. Что слово Божие, в Писании положенное, то внутри человека совесть свидетельствует; и как слово Божие вне, так совесть внутри человека от греха отводит; и как человек вне словом Божиим, так внутри совестью за грех обличается…

Когда отрезвишься от душевредного пьянства, то воистину познаешь, что все, что ты ни делал, думал, замышлял и начинал – суета и прелесть; и что тебе казалось красно, то в себе есть безобразно; и что виделось тебе добро, то внутри есть зло; и признаешь сам, что все это есть суета…. Упившиеся от вина по обычаю пьют много воды, чтобы водой прибывшую от вина горячность удобнее выгнать: ты, христианин, возьми в рассуждение последние четыре: рассуждай почаще о смерти, при которой все прихоти  твои оставишь; и о страшном суде Христовом, пред которым надо и тебе явиться, как и всем; и о блаженной вечности, в которую пойдут боголюбцы; и о несчастливой и мучительной, которой не избегут миролюбцы и все грешники. Таковым рассуждением, как водой, пьянство твое, в сердце твоем кроющееся, угашай… Помни, возлюбленный христианин, помни и рассуждай о вечности: и отрезвишься, и здравый разум будешь иметь…

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: Пьяницу лечить ничем нельзя, если он сам не захочет решительно бросить пьянство и не обратится всем сердцем к помощи Господа Иисуса Христа, Который один Своею благодатью может уврачевать эту ужасную, гибельную страсть. Мне приходилось видеть многих пьяниц, между ними я видел некоторых, совершенно исцелившихся благодатью Христовой, к помощи которой они сами усердно прибегли; но многих и я видал и вы видали погибшими ужасной кончиной, без покаяния, самоубийством или спившись. А это дает мне повод сказать в назидание всем пьяницам: ищите усердно помощь у Спасителя, и Он непременно спасет вас, прогонит из вас бесовское полчище, которое вселилось в вас за ваше невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и Церкви…

Чем же изгнать беса пьянства? Молитвой и постом. Враг входит от того, что люди предаются плотскому образу жизни и не молятся. Естественно, что и выйти он из них может от противоположных причин: поста и молитвы.

Священник Александр Рождественский: Много есть разных средств для борьбы с пьянством, но ни одно не действительно без твердой воли, без твердой решимости не пить вина. «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21) – говорит блаженный апостол Павел. А мы прибавим: добро не пить вино вовсе тому, кто не умеет его пить умеренно, и кто хочет излечиться от пьянства.

Но возможно ли это? Можно ли человеку дать зарок не пить и сдержать его? Возможно. Я вам приведу такой пример.

Один крестьянин был хорошим работником, много зарабатывал, но к несчастью был делатель пьянивый, все пропивал и на черный день ничего не оставлял. А черный день у всякого пьющего не за горами, у него больше черных дней, чем у трезвого. Вот пришел и у него черный день.

Однажды, выходя из питейной, он упал и сломал ногу. А известно: чтобы вылечить сломанную ногу, нужно пролежать шесть недель, не шевеля ее. Шесть недель пролежать без работы! Легко сказать, а есть-то что? А у него было семейство, его нужно было поить и кормить.

К счастью для крестьянина, был у нас добрый хозяин, у которого он работал. Хозяин и говорит своему работнику: «Пока ты лечишь ногу, я буду кормить твою семью, во время болезни буду производить тебе полную плату. Это тебе будет долг, который ты, когда выздоровеешь и будешь работать, постепенно уплатишь из заработка». И накопился за шесть недель большой долг.

После выздоровления целый год выплачивал работник помаленьку из заработка свой долг. Год прошел, долг уплачен. Хозяин говорит работнику: «Не хочешь ли, чтобы я у тебя постольку же еще удерживал года два, и ты накопишь на дом?» Работник согласился, еще два года не пил и купил дом. И опять хозяин два года стал удерживать с работника некоторую сумму…

На четвертый год хозяин рассчитывает работника и отдает весь заработок. Но тот не берет деньги и просит еще года полтора удерживать столько же из заработка. И что же? Ведь купил и дом соседа для сына! А потом еще один дом для другого сына.

Так прежний пьяница приобрел три дома! Скопил себе достаток на старость и, наконец, по старости перестал работать, а вина вовсе не пил.

Вот что значит решимость! Такая решимость возможна, только к ней нужно приучить себя. Пустынники, например, упражняют себя в воздержании постоянно и многого достигают в этом делании. Так святой Савва однажды чуть не вкусил яблоко до Спасова дня (известно, что Церковь в этот день благословляет зрелые плоды, а до того не позволяет есть их). Вспомнив, что рано еще вкушать яблоки, он оставил яблоко и решил: за искушение это вовсе не есть больше яблок.

О, если бы такой зарок давали люди в отношении вина!

Другой пустынник, преподобный Сысой, когда гости или братия ради праздника просили его выпить немного вина, и он ради них согласился, то на другой день не пил даже и воды. А еще один пустынник, авва Еллин, будучи в пустыни, захотел однажды попробовать мед. Стал его искать и нашел, но не ел, сказав: «Удались от меня лукавое похотение». Оставил мед и ушел.

О, если бы и вы, братия, восхотев вина и нашедши его, также решились не пить его! Вы исполнили бы премудрый совет: прежде недуга врачуйся! И начали бы врачеваться от недуга пьянства. А чем? Решимостью! Подай, Господи, вам эту решимость. Молитесь с Давидом: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь (Пс. 6, 2).

Слово Божие живо и действенно

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12).

Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью… (Кол. 3, 16).

Из «Троицких Листков»: Один священник передает нам такой рассказ в назидание: «Следующее мне рассказал один капитан, провожавший преступников в Сибирь. С молодых лет служил я в армии; знал службу и любим был начальством как исправный прапорщик. По несчастию от частых попоек и пирушек с молодыми приятелями я привык пить до того, что под конец у меня образовался запой. Бывало, как не пью, исправный офицер, а как закурю, то неделю и на службу не являюсь. Долго терпели меня на службе; наконец, за грубости и ссору, сделанные в пьяном виде, разжаловали меня в солдаты на три года с перемещением в гарнизон; если не исправлюсь, не перестану пить, то угрожали строжайшим наказанием. В этом несчастном положении сколько я ни старался воздерживаться и сколько ни лечился от пьянства, никак не мог освободиться от моей страсти; поэтому хотели меня уже переместить в арестантские роты. Услышав это, я не знал, что делать с собой.

В одно время я в раздумье сидел в казармах. Вдруг вошел к нам какой-то монах с книгой для сбора на церковь. Солдаты подавали, что могли. Монах подошел ко мне и спросил: «Что ты такой печальный?». Я рассказал ему свое горе. Монах выслушал меня с участием и говорит: «Точно то же было с моим родным братом, и вот что ему помогло: духовный его отец дал ему Евангелие и накрепко наказал, чтобы он, когда захочет вина, то нимало не медля прочел бы главу из Евангелия; если жажда вина не пройдет, то и еще читал бы следующую главу. Брат мой стал так поступать, и в непродолжительном времени страсть к пьянству в нем исчезла, и теперь вот уже 15 лет он капли хмельного не берет в рот. Постарайся и ты так – увидишь пользу! У меня есть Евангелие, пожалуй, я принесу тебе». Выслушав это, я отвечал ему: «Где тут помочь твоему Евангелию, когда никакие старания мои, ни лекарственные пособия не помогли мне». Я сказал это потому, что никогда не читал Евангелие. «Не говори так, – продолжал монах, – уверяю тебя, что будет польза».

Спустя несколько времени, пришло время мне запить. Я прочел одну главу Евангелия. Сделалось легче. Так день прошел. Встав утром и расположившись идти за вином, я подумал: прочту еще из Евангелия, прочел и не пошел, и вот ровно двадцать лет не пью ничего; дал себе клятву никогда не пить и каждый день читать Евангелие»…

Один священник рассказывал: «Был у меня один прихожанин, страдавший много лет от запоя. Сколько горя его семья терпела, сколько раз сам он с клятвой давал обещание не пить больше водки, но все было напрасно: он продолжал пить и буянить…

Однажды его жена купила где-то за одну копейку лист, в котором был напечатан рассказ о том, как один офицер избавился от запоя, читая по одной главе из Евангелия, как только начинала его томить жажда к водке. Она купила и дала почитать мужу. Семя доброе запало в его сердце: бедняк стал поступать по примеру того офицера… И что же? С каждым днем все реже и реже стало являться у него побуждение к вину, и он, читая благодатное слово Божие, совсем исцелился от запоя»…

 

Трезвость нам заповедана

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством… (Лук. 21, 34).

Отрезвитесь, как должно, и не грешите… (1Кор. 15, 34).

… покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (2 Пет. 1, 5-7).

Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом… (Еф. 5, 17-18).

Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противное плоти… (Гал. 5, 16-17).

Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14, 21).

Святитель Василий Великий: А как страшна невоздержанность, сие показал апостол. Причислив ее к отличительным свойствам отступления и сказав: в последние дни наступят времена тяжкие… и перечислив многие виды порока, присовокупил: невоздержанны (2Тим. 3, 1-3)… Все же святые имеют свидетельство о своем воздержании. Вся жизнь святых и блаженных людей и пример Самого Господа в пришествие Его во плоти обязывает нас к нему.

Святитель Феофан Затворник: Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14, 21).…для всех нас и на все случаи закон: ничего не делать, чем можно соблазнить брата… Воздерживайся также от вина и от всего, что только служит соблазном; потому что спасение брата не идет ни с чем в сравнение…

Не упивайтесь вином (Еф. 5, 18)… На горькой земле натурально искать увеселений человеку, не могущему забыть, что он создан для жизни райской. И ищет, и находит всякий по-своему. У всякого народа и у всякого человека есть свои утехи. Наиболее развеселяющая стихия есть вино. Но как чувственное, оно и веселье подает чувственное. Для христиан, кои рождены Духом и суть жилище Духа, и коих жизнь сокровенна со Христом в Боге, не подходит такого рода развеселение себя. Им свойственно радость о Духе Святом.

Не упивайтесь. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, в видах врачевания. Конечно не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще и с приплатой? Итак строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан.

Преподобный Феодосий Печерский: Бесы радуются о нашем пьянстве и, радуясь приносят к дьяволу пьянственную жертву от пьяниц. Сатана говорит им тогда: «Я никогда так не радуюсь о жертвах языческих, как о пьянстве христиан, ибо пьяницы готовы исполнить все мои дела, и потому они милее для меня язычников. Трезвых людей Бог хранит, а пьяных ненавидит и гнушается ими, один только я радуюсь за них, потому что пьяницы мои, а трезвые – Божии». И посылает дьявол бесов, говоря: «Идите, поучайте христиан к пьянству и всякому делу моего хотения». Ангелы же святые поведали о том святым отцам с великой печалью, дабы они отклоняли христиан от пьянства, и святые отцы написали сие благочестное учение в своих книгах, учение верное и святое, и передали его христианам, дабы они жили по их учению и удостаивались жизни вечной. И кто слушает это святоотеческое учение и живет трезво, творя богоугодные дела, будет жителем Царства Небесного и наслаждаться благами вечными.

Священник Александр Рождественский: Вы, давшие обет безусловного воздержания от вина и сикеры, положили начало доброму делу: трезвость телесная есть не только высокая добродетель, но и дар Божий. Она украшала пророков…

Возлюбленные! Ради Господа Спасителя нашего забудем о существовании водки, пива и других спиртных напитков.

Святой Царь-Мученик Николай: Трезвость народа – надежная основа его мощи и благосостояния.

Комментирование запрещено