Христианский подход к реабилитации наркозависимых.
Масштабное распространение наркомании, уничтожающее по своим последствиям, представляющее угрозу если не прямо, то косвенно для всех и каждого, привело к многообразию способов борьбы с этим явлением. Тем не менее, на сегодняшний день существует не малое количество центров, отличающихся разнообразием реабилитационных подходов. И что бы там не говорили сухие факты статистики (25-30%), борьба в них идёт, можно сказать за каждую душу.
Предваряя разговор об особенностях христианского подхода к реабилитации наркозависимых следует прояснить сущность основных христианских понятий, сопоставляя их с научными аналогиями.Силы человека, свойственные, низшим, телесным формам жизни, по Замыслу Творца, должны были подчиняться высшей, специфически человеческой силе – духу;
В природе самого человека вследствие его отчуждения от Бога произошло коренное изменение, искажение и нарушение гармоничного взаимоотношения сил, способностей и потребностей, именуемое грехопадение. В результате чего иерархия нарушилась, и дух стал подчиняться душе, а душа – телу.
Принципиальное значение грехопадения наших праотцов заключалось, прежде всего, в том, что человек перенёс центр своей жизни и деятельности с Бога на самого себя. Расстройство и одностороннее направление сил человеческой души наиболее характерно выражаются в так называемых страстях. При рассмотрении понятия страсти легко находятся точки соприкосновения во взглядах христианского подхода и научного. С.Л.Рубинштейн сделал вывод, что страсть, означая порыв, увлечение всех сил человека в одном направлении, может быть пагубной, роковой, но именно поэтому она же может быть и великой. В учении св. отцов встречается подобная точка зрения, когда они говорят о такой силе души, как «тимос», которая необходимо присуща нормальной богоподобной природе человека, может и должна употребляться во благо. В Православии известно, что в греховной природе человека существует залог восьми основных страстей. Что касается страсти к наркотику, то в самой природе человека, как таковой, её нет, и противоестественность этой страсти состоит в том, что человек добровольно привносит ее в природу своей души. Затем она слагает там некий очаг, который постепенно пожирает все остальные столь естественные и столь свойственные греховной природе человека страсти.
В научных литературных источниках указывается на то, что в рамках существующих сегодня направлений в психологии не существует ни одной теории или концепции, которые могли бы полностью объяснить феномены, связанные с употреблением наркотиков, не прибегая к заимствованиям из других теорий, игнорированию того, что «упрямо не объясняется» или использованию в качестве исходных положений утверждений, не имеющих логического или теоретического обоснования.
То есть, по мнению авторов, наркомания носит парадоксальный характер: выполняет адаптивные функции и имеет адаптивный смысл.1Что на наш взгляд согласуется с христианским пониманием наркозависимости как противоестественной страсти.Стремление к получению других удовольствий у наркомана очень сильно сокращается. Страсть к наркотику берет в плен такие страсти как гордость, гнев, блудную страсть и многие другие греховные состояния, постепенно простирает свою власть над ними, потому что одной страсти к наркотику достаточно для полного разрушения и погубления души человека.
У наркомана — иллюзия удовлетворения может появиться настолько ярко и настолько быстро, что, безусловно, остальные пути достижения радости, ощущения полноты жизни проигрывают перед наркотиком. Со временем наркотик отвоевывает свое право быть единственной горькой «радостью» в жизни человека.
Наркомания с точки зрения христианского вероучения является страстью, трудно поддающейся какому бы то ни было воздействию, кроме воздействия благодати. Здесь хочется привести слова одного философа, о том, что на земле у Бога нет других рук, кроме наших. Если человек понимает, что без борьбы ему ничего не сделать, что у него на преодоление недуга нет никаких сил, что его тело настолько разрушено, что он просто не в состоянии понести обычного, повседневного ответственного за себя и за своих близких образа жизни, у него могут родиться слезы бессилия, слезы мольбы, слезы покаяния. А это и есть самое главное. В проводимом нами исследовании наркозависимость рассматривается как комплексная проблема, в которой должны работать специалисты различных профилей: психологи, наркологи, педагогии, священники.
В предыдущей своей статье мы указывали, что реабилитация в центре (ДПЦ), на базе которого проводится исследование, ведётся по аналоговой программе, разработанной иеромонахом Анатолием Берестовым (руководителем Московского реабилитационного православного центра).
Программа рассчитана на три последовательных этапа:
- этап дезинтоксикации и общеукрепляющей терапии, включающий, в частности, удаление его из наркозависимой социальной ниши;
- этап целенаправленного воздействия на личность наркозависимого. Он предусматривает продолжение поддерживающей терапии, психокоррекции и духовной переориентации личности, трудотерапию;
· этап семейно-бытовой и социальной-психологической реабилитации, включающий вхождение реабилитантов в социально-трудовую деятельность. По нашему мнению, глубокая стадия наркозависимости затрагивает биологический, социальный и психологический возраст. При рассмотрении социального возраста анализируют ведущую деятельность и социальную ситуацию. Мы предполагаем, что1) предыдущая социальная ситуация развития, ведущая деятельность наркозависимого (мания) способствовали возникновению внутриличностных конфликтов; 2) наркозависимость является способом решения существующих внутриличностных конфликтов (ухода от их решения); 3) следовательно, изменяя ведущую деятельность и социальную ситуацию наркозависимых, можно ожидать изменений социального и психологического возраста, возникновение следующих новообразований: изменение отношений личности (Петровский, Мясищев), самооценки, саморегуляции состойний и поведения. 4) в свою очередь, новая социальная ситуация и смена ведущей деятельности в условиях реабилитации, в качестве указанных и др. новообразований, создаёт предпосылки для разрешения внутриличностных конфликтов, для выработки и овладения новыми способами решения вновь возникающих в.к., новыми формами поведения. В ситуации нормального развития биологический и социальный возраст должны соответствовать хронологическому возрасту человека. Таким образом, для осуществления коррекционной работы следует разделять реабилитантов по принадлежности к двум группам. 1 группа включает реабилитантов, хотя бы с одним сохранным возрастом (биологическим или социальным); 2 группа включает реабилитантов с хронической наркозависимостью, у которых ни социальный, ни биологический возраст не соответствует хронологическому. Эффективность реабилитации будет в значительной степени определяться принадлежностью наркозависимого к той или иной группе. Подтверждение подобному разделению мы обнаруживаем не только при анализе научных, христианских литературных источников, описывающих особенности реабилитации наркозависимых, но и в процессе непосредственной работы. Так, например, Игумен Евмений в своём пособии пишет следующее:«Может случиться, что духовник старается всей душой помочь, тратит силы, время на его воцерковление, а наркоман не в состоянии это принять. Поэтому священнику нужно быть готовым к тому, что помогать то нужно всем, а вот воспользоваться этой помощью могут немногие. Вспомним притчу о сеятеле. Даже из людей со здоровой психикой лишь четвёртая часть восприняла Слово Божие и принесла плод. А среди наркоманов таких людей будет, наверное, ещё меньше»1.
При обсуждении особенностей реабилитации необходимо еще затронуть вопрос времени. Что также подтверждается существующими научными теориями, рассматривающими наркозависимость, как патологическую старость, вызванную тем, что в недостаточной мере включаются адаптационно-коллапсические механизмы, присущие нормальному старению. Поэтому, с точки зрения автора, эффективность реабилитации наркозависимой личности должна определяться процессом трансформации патологической старости в нормальную старость.2
С точки зрения христианского подхода, важно помочь человеку обрести путь внутреннего изменения, пусть даже поначалу и без изменения внешнего. Внутреннее переосмысление, «изменение ума», покаяние, по-видимому, важнее, поскольку у наркомана время земной жизни истекает гораздо быстрее, чем у обычного человека.
Время земной жизни, дарованное Богом, он уже почти растратил. Миг смерти несется с невероятной скоростью, наркотик сжигает человека не по дням, а по часам. Результаты, достигаемые психотерапевтической и медицинской помощью, например, стабилизация определенных психических процессов и реакций, воссоздание цельной личности человека, могут и не наступить, потому что на все это не останется ни времени, ни условий.1 СВОИ СЛОВА: на данной фото вы можете видеть, … За период работы в ДПЦ умерло 3 нарк, с которыми я работала и это только те, кого я знаю лично.
Исходя из вышесказанного следующей особенностью можно отметить необходимость осмысления наркозависимыми правильной цели реабилитации, которая с точки зрения православного подхода звучит так: помочь ему встретиться со Христом, или хотя бы пройти несколько шагов земной жизни на пути к Спасителю, а не «заставить бросить колоться» — как иногда формулируют свою задачу родственники наркомана и сами наркозависимые. Человеку, находящемуся как бы в горящем доме, дается последний шанс. Когда дом горит, каждый выносит из него самое важное. Наркоман сам является этим горящим домом.
Для православного миропонимания возможность примирения и соединения с Богом гораздо важнее и самой жизни. Таким образом, пастырь имеет совершенно отличный от психологического, но не исключающий его, взгляд на проблему, с иными приоритетами и акцентами, отличными от общепринятых стереотипов.
Когда же для человека откроется христианская перспектива исцеления с ее неизбежной борьбой — борьбой за свое право жить с Богом, исцеление возможно.1
Выделяя особенности реабилитации в православном центре назовём воцерковление — ведущей деятельностью в этом процессе.
Воцерковление понимают как сложный процесс приведения жизни начинающих верующих в соответствие с целью, порядком и укладом христианской жизни.
Начальный этап воцерковления включает в себя беседы об основах православной религии, духовных основах жизни человека, об источниках наркозависимости как болезни духа в человеке, возникающей вследствие пагубного образа жизни. Беседы проводятся священником, педагогом, психологом.
Непременными атрибутами реабилитации является:
- исполнение церковных правил, таких как чтение утренних, вечерних, специальных молитв, чтение Евангелия с обязательным обсуждением прочитанного
- участие реабилитантов в религиозных обрядах (таких, например, как исповедь, причастие, соборование и других), участие праздниках.
- участие в церковных службах, где выздоравливающие самостоятельно читают часть молитв совместно со священником.
Далее хотелось бы описать составляющие ведущей деятельности вецерковления с выделением возникающих новообразований:
- Вера – в Священном Писании понимается как состояние доверия человека Богу. Верующий в христианском смысле это человек, строящий свою жизнь в диалоге с Богом как живой Личностью. Христианская вера есть максимальное сосредоточение всей жизненной силы человека на реализацию Божественного замысла о его существовании, требующего от него радикального отказа от всего, что мешает обретению высшего смысла собственного существования. Верующий живёт внутри смысла своей жизни.
Новообразования – система ценностей и смыслов, система отношений (Мясищев,…)
- Молитва — общение с Богом.
Новообразования – например, навыки саморегуляции и самоконтроля.
При рассмотрении молитвы хотелось бы выделить:
1) в целом сопоставление подходов к решению внутриличностных конфликтов с точки зрения научной психотерапии и христианского душепопечения: «…если формула психоаналитической психотерапии – «на место Оно должно встать Я», то формула духовной психотерапии такова: «на место переживания должна прийти молитва». Не вместо переживания, а в месте переживания должна быть затеплена лампада молитвы, она должна гореть вместе с переживанием. Само переживание при этом переплавляется, перерождается в молитву…»
2) различия подходов в проекции на ось «сдерживание – выражение» негативных эмоциональных проявлений. Динамика переживания рассматривается психотерапией чаще всего в проекции на ось «сдерживание- выражение». При этом к сдерживанию чувств психотерапевты, как правило, относятся с психогигиеническим подозрением как к пережитку репрессивной морали и потому всячески стимулируют выражение чувств. Выражение же не всегда, но слишком часто сводится к идее аффективной разрядке. Получается следующее: будешь сдерживаться – повредишь здоровью, будешь реально бить стёкла или орать (хотя бы и в пустоту) – повредишь своему статусу. Что же делать? Есть идеальное решение – отреагировать, ни в чём себя не ограничивая, но не в социальном поведении, а в душе, в воображении. Телесное здоровье – ценность, социальное положение- ценность, а душа – душа всё стерпит. Антропология, которой неведома идея преображения, должна удовольствоваться идеей канализации аффектов. Самое печальное состоит в том, что это не просто идея, но сформулированная и широко распространенная культура душевной жизни.
Молитва даёт возможность вырваться из ложной дилеммы «вытеснение – отреагирование», создавая дополнительное измерение высоты и глубины переживания. В этом измерении возможно и благодатное сдерживание (вовсе не совпадающее с вытеснением, создающее не бессознательное, а сокровенное переживание), и благодатное преображающее выражение переживание. Чтобы переживание полноценно выразилось в молитве, человек должен посметь его открыть и суметь его открыть.
Пост – духовное очищение. Новообразования- навыки духовного самоанализа, саморегуляции и самоконтроля, основанные на вере.
С точки зрения психологии пост есть ущемление себя в различного рода потребностях: в еде, во сне, (ночные бдения (когда человек долго не спит, а много молится)), в сексе, в общении, различного рода развлечениях. Обязательным условием поста является чтение молитв, посещение богослужений в церкви, исповедь и причастие. Посредством чего человек духовно возрастает.
Из учения святых отцов известно, что в греховной природе человека существует залог восьми основных страстей. Дело в том, что страсти к наркотику в природе человека, как таковой, нет, и противоестественность этой страсти состоит в том, что человек добровольно привносит ее в природу своей души. Затем она слагает там некий очаг, который постепенно пожирает все остальные столь естественные и столь свойственные греховной природе человека страсти.
Стремление к получению других удовольствий у наркомана очень сильно сокращается. Страсть к наркотику берет в плен такие страсти как гордость, гнев, блудную страсть и многие другие греховные состояния, постепенно простирает свою власть над всеми ними, потому что одной страсти к наркотику достаточно для полного разрушения и погубления души человека.
В этом мире Богом все устроено таким образом, что радость проявляется как следствие душевного или физического труда. У наркомана же — иллюзия удовлетворения может появиться настолько ярко и настолько быстро, что, безусловно, остальные пути достижения радости, ощущения полноты жизни проигрывают перед наркотиком. Поэтому для остальных, в хорошем смысле, радостей жизни у наркомана остается ровно столько места, сколько позволяет наркотик. Со временем наркотик отвоевывает свое право быть единственной горькой «радостью» в жизни человека.
Наркомания является страстью, трудно поддающейся какому бы то ни было воздействию, кроме воздействия благодати. Если человек понимает, что без борьбы ему ничего не сделать, что у него на преодоление недуга нет никаких сил, что его тело настолько разрушено, что он просто не в состоянии понести обычного, повседневного ответственного за себя и за своих близких образа жизни, у него могут родиться слезы бессилия, слезы мольбы, слезы покаяния. А это и есть самое главное.
Священник Евгений Генинг, много лет оказывающий душепопечительную помощь алкоголикам и наркозависимым, считает, что «для христианина обретение духовной основы начинается со встречи с Богом. Именно здесь Церковь может помочь наркоману исцелиться. Осознавая свое бессилие перед болезнью, человек приходит к Богу, понимая, что только с Его помощью он сможет разобраться с самим собой и со своими отношениями с окружающим миром. Чувствуя Божественную любовь к себе, человек видит, что он больше не одинок со своими проблемами, потому что Бог всегда рядом с ним.
Однако это не значит, что самому наркоману не надо ничего делать, ожидая только помощи Божией. Многие православные люди полагают, что внешняя церковность, причастность православной обрядности и является той самой «помощью наркоману», которая должна сработать как бы автоматически, без его внутренней работы над собой, без живого человеческого участия и содействия Богу на пути исцеления. Дальше начинается очень трудная работа, в которой человек переосмысливает всю свою жизнь, раскаиваясь в совершенных им грехах, стараясь всеми силами уже не повторять их. Самая главная помощь наркоману со стороны священника заключается в обретении отношений с Богом, в возрастании чувства покаяния.
Протоиерей Александр (Геронимус) пишет по этому поводу: «Мне приходится практиковать в разных психиатрических учреждениях. И вот в диалоге с пациентами у меня всегда возникает проблема выбора между двумя стратегиями.
Первая — пациента, погруженного в свои переживания, не воцерковленного, не ориентирующегося на церковную систему ценностей, можно начать убеждать, что все его житейские проблемы проистекают от того, что он вне Церкви, вне Бога. Иными словами, пригласить человека выйти за значимое для него смысловое поле — в пространство христианских ценностей.
Другая — которую исповедует в своей душепопечительной практике митрополит Антоний Сурожский, — это позиция соучастия в психической жизни человека там, где она реально происходит, где находятся его болевые точки. Если после этого, после исцеления, он начинает интересоваться источником, из которого пришло его исцеление, его можно вводить в ценности Церкви, в понимание того, Кто есть подлинный его Спаситель». (Цит. по изданию «Православная Психология и проблемы современного человека». Под обшей ред. Е.А. Ходыревой, Ульяновск, 2001 г.) Лучшей проповедью Христа для пастыря, помогающего наркоману обрести смысл жизни, пусть будет качественная и деятельная помочь в разрешении проблемы пришедшего человека.
И поэтому священнику, к которому прибежит человек и скажет: «Батюшка! Помогите мне! Я — наркоман. Что мне делать?», очень важно учитывать эту непредсказуемость или неизвестность времени, оставшегося этому человеку. Может быть, его смерть наступит завтра, может быть, ему осталось очень мало, может, у него просто нет сил на то, чтобы что-то исправить. Рассчитывать на какой-то длительный процесс восстановления, после которого можно начать работу приходится не всегда. В некоторых случаях немаловажно, чтобы хотя бы час смерти застал наркомана на пути к изменению, к покаянию.
Физическое здоровье — это не самое высокое достижение на земле. Самое возвышенное достижение заключается в исцелении духовном.
Следует немного упомянуть о деформации нравственного ядра наркомана. Деформирующее действие наркотика настолько велико, настолько оно становится универсальным подкрепителем всех гедонических потребностей человека. Со временем оказывается, что любая деятельность, осуществляемая в состоянии наркотического опьянения, а, следовательно, совместимая с ней, оказывается положительно подкрепленной удовольствием, получаемым от наркотиков, в результате чего к ней вырабатывается положительное отношение. Любая деятельность, несовместимая с состоянием наркотического кайфа или противодействующая ему, воспринимается как отрицательная, и к ней вырабатывается соответствующее отношение. Этот механизм подкрепления лежит в основе искажения, деформации нравственной сферы человека, употребляющего наркотические вещества.
Вера и общение с Богом, имеющие потребительский характер, при котором личность «торгуется с Богом», является СМЕРТЬ-процессом, с преобладанием С -конструктов.
В тоже время, если личность, общаясь с Богом, начинает понимать свое место в окружающем мире, свой путь и конец (итог), если ВЕРА позволяет человеку каждый день напоминать ему о смерти, «усмиряя» его, делая более спокойным, менее заблудившимся в мелких ценностях, если ВЕРА позволяет человеку не быть психологически близоруким при восприятии окружающего мира, способствуя целостному восприятию МИРА, если благодаря ВЕРЕ мысли личности разбавляются мыслями о смерти, и это позволяет ему по-другому относиться к себе и окружающим — то всё это в конце концов является ЖИЗНЬ-процессом, так как благодаря ему личность погружается в постпограничное состояние и начинает ценить « все мгновения» своей жизни, т.е сдвигать мотивы на цели.
Необходимы полностью замещающие наркоманию деятельности. Иными словами, после эффективной психокоррекции нарколичность должна зациклиться на новых установках и ценностях с такой же интенсивностью и частотой, как это бывало в состоянии опьянения. По сути своей взамен алко- или наркомании должны прийти безвредные мании : любовная мания, книгомания, Богомания, непатологическая мания тщеславия и самоактуализации и другие мании, способствующие духовной и творческой деятельности. Таковыми являются только мании-деятельности. Именно в таких деятельностях имеет место истинный сдвиг мотива на цель, приводящий к тому, что личность начинает жить ценностями, заключёнными не в целях, а в процессах достижения целей (см. ниже), что, в свою очередь, является основным условием успешной психокоррекции личности.